Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра двигателей внутреннего сгорания
  • О кафедре
    • История кафедры
    • Выпускники кафедры ДВС
    • Достижения студентов и аспирантов
    • Рудой Б.П.
    • Состав кафедры
    • Наши партнеры
    • Контакты
  • Учебная деятельность
    • Технология подготовки
    • Высшее образование
      • Программа подготовки бакалавра
      • Программа подготовки магистра
    • Дополнительное проф. образование
    • Повышение квалификации
  • Научная деятельность
    • Моделирование процессов в ДВС
    • Шум и вибрации в ДВС
    • Многотопливный рабочий процесс
    • Модифицирование поверхностей
    • Ударный мотоинструмент
    • Сапоги-скороходы
    • Свайные дизель-молоты
    • Трение и износ в ДВС
    • Системы управления ДВС
    • Глубинный водяной насос
    • Лаборатории кафедры
      • Испытаний
      • Малоразмерных ДВС
      • Систем управления
      • Моделирования
      • Газовой динамики
      • Химмотологии и триботехники
      • Зал конструкций ДВС
      • Класс моделирования ДВС
  • Информация для абитуриента
  • Информация для студента
    • Содержание дисциплин
    • Расписание занятий
    • Расписание экзаменов
    • Методические указания по ВКР
    • Прочие документы
Главное меню
  • Главная
  • Новости
  • Доска объявлений
  • Издания кафедры
  • Фотогалерея
  • Карта сайта
  • Вход для авторов
  • Контакты
Фотогалерея
dsc04794
Тревожная кнопка

Здесь вы можете сообщить о том, какие события, ситуации, факты, связанные с учебным процессом (и не только), вызвали ваше огорчение, возмущение, радость или другие сильные (и не очень) чувства

Выскажись!

Главная -> О кафедре -> История кафедры

Последние новости:

  • ПОЗДРАВЛЯЕМ!
  • Поздравляем!
  • Новость из Барселоны
  • Поздравляем
  • Приобретение изданий кафедры

Новые объявления

  • График сдачи промежуточных результатов и зачетов по НИР и практикам магистрантами 2 курса
  • Вниманию студентов 2 курса группы ЭМД-208 и 209!
  • Вниманию выпускников!
  • Студенты гр. ЭМД-406 и ЭМД-407!
  • Магистранты 2 курса!

История кафедры

Немного истории института

В начале 1930-х годов, когда в нашей стране осуществлялась индустриализация, создавались новые отрасли промышленности, особенно остро встал вопрос подготовки инженерных кадров. В 1932 году в городе Рыбинске при моторостроительном заводе был открыт Рыбинский авиационный институт. В соответствии с потребностями базового завода и авиамоторостроительного производства страны в целом, при организации института на него была возложена подготовка инженеров по конструированию моторов, а также инженеров-технологов для моторостроения в области обработки металлов резанием, термической обработке, литейному делу. С первых дней в институте началась подготовка инженеров по двум специальностям: технология холодной обработки металлов и производство авиадвигателей. Подразделений, именуемых факультетами, в период работы института в Рыбинске не существовало, соответственно не существовало и должностей деканов. Функции факультетов по руководству учебной работой выполняли «Отделение холодной обработки металлов» и «Отделение авиационных двигателей». Также не было и единого руководства, организации и финансирования научной работы, преподаватели вели исследования независимо друг от друга или объединялись в небольшие группы. В 1941 году институт был эвакуирован в Уфу, а в 1942 году Рыбинскому авиационному институту было присвоено наименование Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (УАИ).

В крайне тяжелых условиях институт продолжал работу. Организационная структура «Факультет» впервые появилась в Уфе в 1942 году. Первым деканом нового, единого моторостроительного факультета, объединившего все специальности, был С.И.Куликов. В 1944 году из моторостроительного факультета выделился самостоятельный факультет станков и холодной обработки металлов, ныне факультет авиационно-технологических систем (ФАТС). В 1946 году моторостроительный факультет был переименован в факультет авиационных двигателей (ФАД), из которого позднее выделились другие факультеты. ФАД существовал под этим названием до 2015 года, ныне это факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта (ФАДЭТ). С основания УАИ специалистов по моторостроению готовила кафедра моторостроения, которая в 1944 году была переименована в кафедру теории и конструкции авиационных двигателей. В 1958 году кафедра теории и конструкции авиационных двигателей была поделена на две самостоятельные - кафедру теории авиационных двигателей и кафедру конструкции авиационных двигателей.

Создание кафедры ДВС

В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства двигателей автомобиля "Москвич-412" возникла необходимость в специалистах в области ДВС. С учетом этого, в 1968 году на кафедре конструкции авиационных двигателей был образован сектор ДВС и началась подготовка инженеров по специальности ДВС. В 1972 году из кафедры конструкции АД выделилась самостоятельная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания». Первый выпуск инженеров по специальности ДВС состоялся в 1973 году, было выпущено 39 инженеров. В 1974 году состоялся первый выпуск вечернего отделения.

Преподавателями и сотрудниками кафедры ДВС в первые годы ее существования стали:

Каримов Рабис Хурматович - к.т.н., доцент, первый заведующий кафедрой ДВС;

Рудой Борис Петрович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ДВС с 1982 г. по 2006 г.;

Захаров Лев Анатольевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор НГТУ;

Якупов Радик Гиззатович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры СМ УГАТУ;

Рафиков Олег Сунгатович - к.т.н., доцент;

Одяков Н.Н. - к.т.н., доцент;

Хитрюк - к.т.н., доцент;

Данилов Иван Николаевич - к.т.н., доцент;

Бакиров Федор Гайфуллович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой АТ и Т УГАТУ;

Трушин Владимир Алексеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;

Цирельман Наум Моисеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;

Габбасов Урал Габбасович - к.т.н., доцент;

Михайлов Вячеслав Дмитриевич - к.т.н., доцент;

Никитин Рафаэль Владимирович, - к.т.н., доцент;

Сабуров Игорь Сергеевич, - к.т.н., доцент;

Хисаев Инис Абзалович, - к.т.н., доцент;

Киселев Евгений Александрович - зав. лабораторией;

Гареев Радик Гайнутдинович - инженер, зав. лабораторией;

Гришин Юрий Аркадьевич - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н., профессор кафедры МГТУ им. Баумана;

Березин Сергей Романович, - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н.,  ведущий научный сотрудник ЦИАМ, профессор кафедры общей физики и математики УГАТУ;

Смирнов Александр Александрович – зав. лабораторией;

Никонова Любовь Александровна, - методист.

В дальнейшем на кафедре работали следующие преподаватели:

Середа Николай Васильевич, - к.т.н., доцент;

Хамидуллин Анвар Карамуллович, - к.т.н., доцент;

Ваисов Накип Мидхатович, - к.т.н., доцент;

Валиев Шамиль Зуфарович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.э.н., профессор;

Вахитов Юрий Рашитович, - к.т.н., доцент;

Борисов Александр Олегович, - к.т.н., доцент;

Еникеев Рустэм Далилович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой;

Галиев Радик Ахсанович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Галиуллин Валерий Кимович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Рудой Игорь Борисович, - к.т.н., доцент;

Загайко Сергей Андреевич, - к.т.н., доцент;

Гуняков Роман Анатольевич, - к.т.н., доцент;

Хисматуллин Камиль Амирович, - к.т.н., ст. преподаватель;

Дударева Наталья Юрьевна, - к.т.н., доцент;

Черноусов Андрей Александрович, - к.т.н., доцент;

Гарипов Марат Данилович, - д.т.н., доцент.

В настоящее время кафедра ведет подготовку бакалавров техники и технологии по направлению подготовки высшего профессионального образования 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания». Срок обучения – 4 года. Бакалавров техники и технологии по направлению подготовки высшего профессионального образования 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания». Заочная форма обучения. Срок обучения – 5 лет. Магистров техники и технологии по направлению подготовки высшего профессионального образования 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Проектирование и моделирование поршневых и комбинированных двигателей». Срок обучения – 2 года. Бакалавров техники и технологии по направлению подготовки высшего профессионального образования 23.03.01 «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения». Срок обучения – 4 года. Бакалавров техники и технологии по направлению подготовки высшего профессионального образования 23.03.01 «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения». Заочная форма обучения. Срок обучения – 5 лет.

На кафедре ведется подготовка специалистов высшей квалификации. Подготовлено около 20 кандидатов технических наук, два выпускника кафедры защитили докторские диссертации. В 2011 году коллектив преподавателей кафедры составляет 14 человек. Кафедра располагает  учебно-научными лабораториями, в которых ведется учебная и научная работа, работают 7 студенческих научно-исследовательских лабораторий и 4 студенческих конструкторских бюро.

Краткая историческая справка

1932 г. - Создается Рыбинский авиационный институт (РАИ).

1941 г. - РАИ перебазируется в Уфу.

1942 г. - РАИ переименовывается в Уфимский авиационный институт. Создается моторостроительный факультет (МФ).

1946 г. - МФ переименовывается в факультет авиационных двигателей.

1958 г. - Создаются кафедры Теории авиационных двигателей и Конструкции авиационных двигателей.

1968 г. - В составе кафедры Конструкции авиационных двигателей образован сектор ДВС.

1972 г. - Из кафедры Конструкции авиационных двигателей выделена кафедра Двигатели внутреннего сгорания. Кафедру возглавляет Р.Х. Каримов.

1973 г. - Первый выпуск инженеров-механиков по двигателям внутреннего сгорания.

1974 г. - Первый выпуск вечернего отделения.

1979 г. - Открыта аспирантура.

1982  г. – Кафедру возглавляет Б.П. Рудой.

1984 г. - Начато обучение по разработанной на кафедре Функционально-целевой технологии подготовки специалистов.

1991 г. - Открыта докторантура.

1993 г. - Переход на многоуровневую систему образования.

1997 г. - Первый выпуск бакалавров.

1999 г. - Первый выпуск магистров.

2001 г. - Кафедра признана лучшей кафедрой ДВС в системе министерства образования РФ.

2006 г. - Кафедру возглавляет Р.Д. Еникеев.

2008 г. - Кафедра становится одной из базовых в составе учебно-научно-инновационного центра «Проектирование и эксплуатация двигателей и энергоустановок», созданного в рамках Инновационной образовательной программы.

2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения».

2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров в филиале УГАТУ в г. Ишимбай.

 

Еникеев Р.Д., Борисов А.О., Никитин Р.В. Поршневое двигателестроение в УАИ-УГАТУ. Полет. 2007, № 7, стр. 17-21.

 

Самые читаемые:

  • Содержание дисциплин
  • Сапоги-скороходы
  • Зал конструкций двигателей
  • Информация для абитуриента
  • История кафедры

Кафедра ДВС УГАТУ, 2009 - 2010.

г. Уфа, ул. К. Маркса, 12, к. 2.

тел. 8 (347) 272-84-05

Разработка сайта: Мусин Н.Х.